Вопросы НДС

Вопросы НДС

Страны ЕС разработали общую налоговую схему НДС, предусматривающую уплату НДС на яхты, приобретаемые или формально ввозимые в страны ЕС. Хотя рекомендации по взиманию НДС и разработаны в целом для всего ЕС, налоговое ведомство каждой страны-члена ЕС их интерпретирует, вводит в действие и следит за их применением по разному. Владельцы яхт часто могут испытывать некоторые трудности и встречать непонимание в различных странах ЕС, поскольку именно местный чиновник самостоятельно истолковывает и применяет указанные выше рекомендации. Каждая страна-член ЕС обладает относительной автономией в вопросах централизации, компьютеризации и аудита налоговой системы, а также сложившаяся практика  отдельной страны-члена ЕС по вопросам НДС может значительно отличаться от практики в другой стране, поэтому рекомендации по применению НДС принимают различную форму и толкование на местах. С течением времени можно ожидать постепенное сглаживание таких различий, тем не менее, в настоящее время до абсолютной однородности в этих вопросах еще далеко.

Таможенные власти обычно применяют два метода начисления и взимания НДС: a) в ходе осуществления таможенных формальностей при заходе яхт в страну-член ЕС; и б) путем обычных осмотров яхт при пересечении ими  границы или территориальных вод ЕС. Таким образом, НДС на практике может не представлять особой проблемы в тех странах, где предпочитают не придавать большого значения таможенному оформлению частных круизных яхт и/или где не придают особого значения обычным досмотрам. Хорошим примером таких стран является Испания и страны Скандинавии. В то же время, в странах с более жестким таможенным режимом, таких как Франция, Германия или Англия, владелец яхты должен уделить вопросу НДС большее внимание. 

Яхты зарегистрированные в  ЕС

Яхта, принадлежащая физическому или юридическому лицу-резиденту ЕС имеет право свободного передвижения в пределах границ или территориальных вод ЕС при условии, что НДС на судно был уплачен в одной из стран ЕС.  Гражданин ЕС может проживать за пределами зоны НДС Европейского Союза, например, на Британских Виргинских островах или Гибралтаре, и поэтому пользоваться возможностью временного освобождения от уплаты НДС при ввозе яхты. Несмотря на то, что лимит времени на пребывание в территориальных водах ЕС яхт зарегистрированных в ЕС и уплативших НДС не установлен, практика показывает, что некоторые страны время от времени начинают применять местные правила, как только яхта пробыла в стране более шести месяцев.

Хотя новые положения по НДС в Европейском Союзе вступили в силу в 1993 г., в этих вопросах все еще нет единообразия. Положение должно улучшиться, по мере разрешения  спорных вопросов и задолженностей по НДС в различных странах ЕС, так как все еще существуют тысячи яхт принадлежащих резидентам ЕС, за которые по той или иной причине НДС не был уплачен. Во многих случаях такие яхты базируются в другой стране ЕС, а  не в той, где проживает  или зарегистрирован владелец – вследствие этого за них нужно уплатить НДС. В этом вопросе правила очень четкие, и на яхту принадлежащую резиденту ЕС, несущую флаг страны-члена ЕС, должен быть уплачен НДС в этой стране. Это означает, что как в национальных водах, так и при переходах между любыми  портами стран ЕС такие яхты должны иметь подтверждение оплаты НДС. Такое подтверждение может иметь форму оригинала расписки строителя судна или оплаченного счета, или оригинала какого либо иного документа, ясно подтверждающего факт уплаты НДС. Лица, освобожденные от соблюдения этого правила обязаны иметь на борту документ, выданный таможней или соответствующим властями, с указанием причин такого освобождения от уплаты НДС.

Яхты зарегистрированные за пределами ЕС

Яхта, за которую был уплачен НДС в одной из стран ЕС, не будет иметь никаких проблем в территориальных водах стран ЕС, при условии, что такая яхта не зафрахтована. Считается, что за прогулочные яхты, построенные до 1985 г. и находившиеся в водах ЕС по состоянию на 31 декабря 1992 г. НДС уплачен. При этом может потребоваться наличие документа, подтверждающего, что яхта находилась в водах ЕС в указанную дату.

Временное освобождение от уплаты НДС предоставляется яхтам, которые принадлежат и используются не резидентами ЕС при условии, что такой нерезидент ЕС не становится обычным резидентом ЕС.

Яхты, принадлежащие не резидентам ЕС и зарегистрированные за пределами ЕС имеют право на временное нахождение в территориальных водах или ввоз в ЕС без уплаты НДС  на общий срок не превышающий восемнадцати месяцев. Общий таможенный тариф ЕС предусматривает освобождение от уплаты НДС на срок до 18 месяцев (Статья 562(е), как указано выше), если яхта принадлежит не резиденту ЕС и впоследствии покинет воды ЕС (Статья 561). Разрешенный период или временный импорт применяются на всей территории ЕС, поэтому по истечении такого периода яхта должна либо покинуть пределы ЕС и направиться в какую-либо иную страну, либо уплатить НДС. Период временного освобождения от уплаты НДС при импорте яхт может быть продлен по усмотрению местных таможенных властей, если для этого имеются заслуживающие внимания обстоятельства, например, если яхта была поставлена в док или под таможенный контроль и не эксплуатировалось, если владелец выехал за пределы ЕС или если яхта была оставлена в судо верфи для производства ремонта.

Желающие остаться в любой стране ЕС на более длительный период должны передать свои документы на яхту в местное отделение таможни с тем, чтобы яхту поместили под таможенный контроль. Таможня перестает исчислять срок разрешенного периода до возвращения владельца на борт. В течение периода нахождения яхты под таможенным контролем яхта не должна отходить от причала, и владелец  или экипаж яхты не могут подниматься на ее борт. Яхты зарегистрированные за пределами ЕС, остающиеся в пределах ЕС свыше разрешенного периода, должны быть импортированы, и на их стоимость должен быть уплачен НДС.  Любому собирающемуся сделать это владельцу яхты рекомендуется перевести яхту в одну из стран ЕС, где, ставка НДС ниже, например, на Кипр, Мадейру или Мальту.

В последние годы наблюдается некоторая гармонизация формальностей в связи с НДС, но определенные несоответствия все еще существуют, так что владельцы яхт, не являющиеся резидентами ЕС, должны очень внимательно подходить к этому вопросу и избегать нарушений действующих положений. Необходимо подчеркнуть, что вышеуказанный 18-месячный срок освобождения от уплаты НДС при импорте применяется только в том случае, когда яхта принадлежит и управляется лицом, не являющимся резидентом таможенного пространства ЕС. Освобождение прекращает свое действие, если яхту начинают сдавать в аренду, продают или передают в распоряжение резидента ЕС.

Очень важно при прибытии в новую страну выяснить, какое положение в части НДС действует в этой стране. Поскольку яхты зарегистрированные за пределами ЕС, проходят иммиграционный контроль при пересечении границы со странами ЕС, то рекомендуется получить необходимую информацию до этого момента. Юридические положения о временном импорте находятся в Статьях 137 – 144 Таможенного Кодекса ЕС (Council Regulation (EEC) N° 2913/92 от 12 октября 1992 г.,) и, в частности, Статьи 553 – 562, описывающие положения Таможенного кодекса (Commission Regulation (EEC) No 2454/93 от 2 июля 1993 г.).

Таможенные правила в Европейском Союзе

При перемещения яхты между портами ЕС таможенное оформление отсутствует. При прибытии в порт ЕС непосредственно из другого порта яхты зарегистрированные в ЕС и граждане ЕС находящиеся на борту  никаких формальностей не проходят. Иммиграционные власти необходимо ставить в известность только при нахождении на борту граждан других стран, не входящих в ЕС. Также требуется уведомлять таможенные власти в случае наличия на борту обычно декларируемых предметов, например, огнестрельного оружия. 

Убытие из порта ЕС в порт какой-либо страны, не входящей в ЕС требует уведомления таможенных и иммиграционных властей. При прибытии в порт ЕС из порта страны, не входящей в ЕС необходимо вывесить флаг Q при входе в 12-мильную зону. Также требуется связаться с таможенными и иммиграционными властями.

Ставки НДС в ЕС

Страны-члены
и присоединившиеся страны
Самая низкая
ставка
Низкая  ставка
 
Стандартная ставка
 
Бельгия 6 21
Чешская республика 5 19
Дания 25
Германия 7 16
Эстония 5 18
Греция 4.5 9 19
Испания 4 7 16
Франция 2.1 5.5 19.6
Ирландия 4.4 13.5 21
Италия 4 10 20
Кипр 5 / 8 15
Латвия 5 18
Литва 5 / 9 18
Люксембург 3 6 15
Венгрия 5 / 15 20
Мальта 5 18
Нидерланды 6 19
Австрия 10 20
Польша 3 7 22
Португалия 5 / 12 21
Словения 8.5 20
Словакская республика 19
Финляндия 8 / 17 22
Швеция 6 / 12 25
Соединенное Королевство 5 17.5

 

Большинство фрахтуемых яхт ведут судовой  бортовой журнал в той или иной форме. В него обычно вносят сведения о том, где находится яхта в определенный момент времени, район ее плавания, а также сведения о численности находящихся на борту людей. Такой учет также необходим для прохождения инспекции на предмет уплаты НДС, и бортовой журнал обычно просят предъявить при инспектировании яхты с целью обнаружения был ли оплачен НДС или нет. Менеджеры фрахтователя сравнивают судовой журнал с данными чартера и следят за тем, чтобы все время пребывания в территориальных водах ЕС было учтено и НДС уплачен. Очевидно, что поскольку такие яхты используются в коммерческих целях, то теоретически «частного использования» их быть не должно, и если не считать перегона яхты перед новым чартером или для ремонта, все доходы от чартерных рейсов должны облагаться НДС.

Трудности имели место при проверке уплаты НДС в связи с тем, что менеджеры заявляли, что яхтам не удается заключать чартеры, поскольку они не соответствуют «нужному» типу или «требующемуся» стандарту. Очевидно, наличие судового журнала помогает установить действительность обоснованности таких утверждений. Таможенные власти обычно хотят видеть подтверждение того, что несмотря на отсутствие заключенных чартеров  для конкретной яхты, тем не менее, активно рекламировались услуги, поддерживались контакты с фрахтовыми брокерами и т.п. Если поясняется, что яхта не отфрахтовывается потому что она предназначается для продажи,  таможенные власти захотят увидеть подтверждение этому в виде объявления о продаже в средствах массовой информации.

Оплата НДС при фрахтовании  в водах ЕС

Фрахтование яхты в водах ЕС рассматривается как предоставление услуг, поэтому оно подлежит обложению НДС. Если владелец яхты – резидент государства-члена ЕС, то необходимо готовить отчет по НДС для  налоговых властей государства-члена ЕС, где яхта оказывала услуги в связи с любым чартером, исполненным как в водах ЕС, так и вне их пределов.

Если владелец не резидент ЕС или не проживает/зарегистрирован в государстве-члене ЕС, то НДС за  фрахт не оплачивается.  Яхта принадлежащая нерезиденту ЕС или отфрахтованная не резидентом ЕС (физическим или юридическим лицом не резидентом ЕС), находящаяся под флагом государства не члена ЕС, при заходе в территориальные воды ЕС будет иметь право на получение свидетельства о временном импорте, и НДС не будет взиматься ни со  стоимости яхты, ни с фрахта при условии, что никакая фрахтовая деятельность не будет вестись на территории ЕС.  

Если яхта, принадлежит нерезиденту ЕС, фрахтуется нерезидентом ЕС, и если фрахт начинается и заканчивается вне ЕС, фрахтователь может ввести яхту в воды ЕС и получить свидетельство о временном импорте яхты. Яхта может начинать или заканчивать свой фрахт в период нахождения в водах ЕС по свидетельству о временном импорте, только при том условии, что она немедленно покинет воды ЕС.

С учетом всего вышесказанного представляется целесообразным, чтобы владелец яхты-нерезидент ЕС зарегистрировал яхту, например, на Британских Виргинских островах или в Гибралтаре, и осуществлял фрахтовые услуги из этих государств. В таком случае оказанные  фрахтовые услуги не будут подпадать под налогообложение НДС.

Нужно учесть, что отношение таможенных властей к вопросам фрахта различно в разных странах. Вышеуказанное относится, например,  к Испании и Франции, а ситуация в Италии отличается тем, что власти могут потребовать оплаты НДС за период фрахта, в течение которого яхта находилась под фрахтом в итальянских водах, даже если чартер начался и будет заканчиваться за пределами ЕС. 

Поскольку в настоящее время единых правил о взимании НДС в странах ЕС не существует, законодательство зачастую являтется двусмысленным и сложным, рекомендуется проконсультироваться со специалистами по НДС для получения подробной информации и практической помощи.